Архив

Главная миссия: объяснять, показывать, вдохновлять…

№98/23.12.2020

О значимости масштабного движения наставничества  в решении актуальных проблем профессионального образования и о его различных моделях, адаптированных в системе профессионального образования Томской области, рассказывает Юрий Владимирович КАЛИНЮК, начальник областного департамента профессионального образования.

Система профессионального образования Томской области активно участвует в реализации национального проекта «Образование», Федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». Особенно хотелось бы рассказать о значительных событиях (мероприятиях), которые повышают престиж системы профессионального образования не только в регионе, но и за его пределами.

Одним из таких событий стало открытие в Томске Центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). По Указу Президента к 2024 году в Российской Федерации должны быть открыты не менее ста центров опережающей профессиональной подготовки. Открытие первых четырнадцати центров состоялось в 2019 году. В их числе – ЦОПП в городе Томске.

Уже третий год наши колледжи и техникумы успешно участвуют в конкурсах на получение грантов Министерства просвещения России. Средства, полученные в виде грантов, используются для создания мастерских, оснащённых современной материально-технической базой по различным компетенциям: промышленные и инженерные технологии; информационные и коммуникационные технологии; строительство; обслуживание транспорта и логистика; искусство и дизайн; сфера услуг. Обновление и создание учебных мастерских ведётся с учётом кластерной политики, под задачи региона, развития бизнеса и отраслей экономики. Например, Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса как победитель этого конкурса получит средства на создание в 2021 году четырёх мастерских: управление автогрейдером, управление фронтальным автопогрузчиком, плотницкое де­ло и ландшафтный дизайнер.

Обновляя инфраструктуру учреждений, мы стремимся менять качество подготовки выпускников СПО под потребности работодателей. В настоящее время механизмом оценки качества профессионального образования является итоговая государственная аттестация в форме демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен позволяет оценить уровень компетенций выпускника путём наблюдения за процессом выполнения практических трудовых действий в условиях, приближённых к производственным.

Говоря о качестве профессионального образования, необходимо отметить, что оно напрямую зависит от квалификации педагогических работников и их профессионального развития. В системе профессионального образования утверждён план повышения квалификации, по которому один раз в три года педагоги и сотрудники учреждений проходят повышение квалификации по программам, основанным на опыте Союза WorldSkills Russia. При этом решаются задачи, которые связаны с современными вызовами в вопросах подготовки молодых специалистов для региона и конкретного муниципального образования.

Важную роль в повышении качества подготовки рабочих и специалистов играют созданные в каждом учреждении управляющие советы, которые являются общественно-государственной формой управления. Советом, как правило, руководит один из работодателей. Членами являются представители общественности, работники образовательного учреждения, работодатели и студенты.

Особенно хочется отметить такой важный фактор – возобновление в системе профессионального образования института наставничества, который является серьезным инструментом повышения качества профессионального образования и инвестицией в профессиональную подготовку молодёжи. В 2019 году совместно педагогическим сообществом и работодателями была разработана модель наставничества системы профессионального образования и индустриальных партнёров, в которой определены: миссия, цель и её задачи. А также прописаны формы наставничества, механизмы реализации модели в нашем регионе. В этой модели закреплены две формы наставничества: «работодатель – студент» и «преподаватель (мастер производственного обучения) – студент». В 2020 году она была утверждена и реализуется во всех организациях СПО. Поставлена задача – вовлечь в различные формы наставничества не менее 30 процентов студенческого контингента.

Важно, чтобы наши студенты закреплялись за наставниками на производстве: один студент – один наставник. В образовательной организации со студентами работают наставники-навигаторы, задача которых объяснять, показывать, вдохновлять и довести выпускника до конкретного предприятия. А там опытные специалисты помогут молодому человеку освоить тонкости профессии. Для нас важно, чтобы на любом предприятии, в различных отраслях экономики видели, как наши студенты и выпускники растут профессионально, как развиваются их компетенции.

С целью трансляции лучшего опыта наставничества в системе профессионального образования региона на постоянной основе проводятся курсы повышения квалификации. Первая линейка прошла для управленцев – руководителей и их заместителей, где особое внимание уделялось организации системы наставничества в профессиональной образовательной организации. Вторая линейка – для педагогических работников и руководителей центров содействия трудоустройству выпускников. Третий поток – обучение наставников-профессионалов с предприятий. Важно, чтобы вектор этих составляющих проходил по одному направлению, и практика наставничества расширялась.

Развивающееся в последние годы в нашей стране чемпионатное движение WorldSkills, которое направлено на повышение качества подготовки рабочих и специалистов, популяризацию профессий среди молодёжи, придало новый стимул развитию наставничества. С участием наставников ведётся подготовка студентов к конкурсам WorldSkills Russia («Молодые профессионалы»), Абилимпикс (для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья), а также к чемпионату сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech, Green Skills (экологические навыки).

В этом году в особых условиях мы провели «Форум работающей молодёжи», региональный конкурс «Лучшие практики наставничества», Всероссийскую научно-практическую конференцию по наставничеству, региональный журналистский конкурс «Наставник – это звучит гордо». Региональный конкурс «Лучший наставник», I региональный форум наставников – эти события привлекли внимание к движению как молодёжи, так и опытных профессионалов. По итогам года мы опубликуем сборник статей о лучших практиках наставничества не только нашего региона, но и России в целом. Проходят тренинги и курсы для наставников от предприятий; курсы ПК по внедрению наставничества для руководителей, зам. руководителя, ответственных за наставничество в ПОО; семинары и тренинги для наставников-навигаторов системы СПО. Уже напечатана серия открыток и проведена акция «Спасибо наставнику».

Сегодня мы и работодатели понимаем, что если будет работать институт наставников, то повысятся уровень профессиональной подготовки, личные и профессиональные компетенции наших выпускников, их трудоустройство в различных отраслях экономики Томской области.

Когда-то Уильям Шекспир сказал: «Природа милостей своих не дарит за спасибо», имея в виду, что человек, наделённый талантом, должен не таить свой дар, а проявить его во всей полноте, неся людям вокруг радость и свет. Наверное, образнее и не скажешь. Это правильно: если ты лучший среди лучших, будь лидером и делись своими навыками с другими, научи их, как стать равным тебе или даже совершеннее!

 

 

 

Комментарии