Архив
Работать в ГИБДД непросто, но интересно
Сегодня, 3 июля, исполнилось 88 лет с момента образования Госавтоинспекции в нашей стране. В ее становлении и развитии в разное время принимали участие многие и многие достойные люди. В Томском районе один из них – капитан Владимир Волого, посвятивший этой очень нужной обществу работе почти четверть века. Наша беседа с ветераном районного отдела государственной инспекции дорожного движения ОМВД России состоялась накануне профессионального праздника всех работников подразделения.
– Владимир Николаевич, как начинался ваш путь в профессию? Кто поспособствовал этому и при каких обстоятельствах?
– В 1978 году закончилась моя срочная служба в армии, проходил которую в Томске. Ехал в автомобиле УАЗ-469 (был водителем у командира нашей воинской части) по городу, ничего не нарушал, и вдруг меня остановил человек в форме: как узнал позднее – начальник ГАИ Томского района Александр Михайлович Амирханов. Он осмотрел машину, поинтересовался, кто я и чем занимаюсь, и неожиданно предложил пойти служить автоинспектором. Растерялся я, говорю – мол, не знаю… Собеседник понял меня, дал время подумать и назвал адрес, куда в случае согласия нужно было обратиться. Посоветовался я с родными и друзьями, сам все обмозговал (шутка ли, ответственность за безопасность и жизнь участников движения у гаишников громадная), в итоге согласился, и 1 апреля 1979 года поступил на работу в Госавтоинспекцию. Поначалу, конечно, стажировался, мне помогали опытные сотрудники – сам начальник районной ГАИ, Михаил Иванович Чернописки (он тогда командовал взводом ДПС), Алексей Никифорович Мартынов. И Владислав Иванович Кулешов из областного управления Госавтоинспекции, случалось, поддерживал советами. Всех своих наставников, учителей всегда вспоминаю с благодарностью и уважением. Они были замечательные.
– Первый день на работе помните?
– Да, в составе группы инспекторов дорожного надзора на Шегарском тракте проверял соблюдение скоростного режима водителями. Трасса эта длинная, в то время еще и узкая, в две полосы, неудобная, качество дорожного покрытия оставляло желать лучшего. Мы постоянно контактировали с ДРСУ, в том числе зимой – по поводу очистки дороги от льда и снега. Случалось, ругались с дорожниками, порой приходилось их штрафовать. Они побаивались ответственности за плохое состояние автомагистралей. Ведь это обстоятельство могло спровоцировать аварию (и не одну), а кто предскажет последствия? Были иной раз такие кровавые столкновения автомобилей, о которых даже спустя годы говорить не хочется. Мне лично приходилось выезжать и разбирать их. К счастью, на моей памяти автотранспортных происшествий с человеческими жертвами в Томском районе было немного. Хотя с точки зрения интенсивности движения наш район считался достаточно напряженным.
– За счет чего, как вы считаете, удавалось избегать роста числа ДТП?
– Свою роль играли выездные заседания административной комиссии ГАИ в хозяйствах Томского района в рамках профилактической работы на местах. Мы поддерживали тесную связь с руководителями совхозов, нас знали в лицо техноруки, сотрудники механических автомастерских, да и практически все жители. Совместно обсуждали нарушения, коллективы брали проштрафившихся работников на поруки. Бывала Госавтоинспекция в школах, мы общались с обучающимися, совместно с областным ГАИ встречались с ЮИДовцами, проверяли, как дети знают элементарные правила дорожного движения. И они показывали хорошую осведомленность в том, как себя надо вести на проезжей части, как правильно переходить ее, с какого возраста можно управлять транспортными средствами, и во многом другом.
– Сложно вам было работать?
– Поначалу, конечно, сложно. Водители разные, по-разному ведут себя. Встречались среди них люди в состоянии алкогольного опьянения, не буду скрывать. Но и трезвые грешили нарушениями ПДД. Однажды на Шегарском тракте велосипедист, двигаясь по направлению
с. Зоркальцево, при повороте на 86-й квартал не пропустил ехавшего в попутном направлении «Москвича» и был сбит этим автомобилем. Когда мы прибыли на место происшествия, автомобилист находился в состоянии паники – винил себя. Стали разбираться, и выяснили, что его вины в случившемся нет. Велосипедист сам проявил невнимательность, не показал, что собирается свернуть с трассы влево. Он получил незначительные травмы и урок того, как не надо себя вести за рулем. Мы же со своей стороны всегда поступали по закону, разбирались честно. Описанный мной случай не был исключением.
– В то время служебным транспортом сотрудников ГАИ в принципе не баловали. На места ДТП приходилось добираться на чем придется. У вас была такая же история?
– Да, в нашем распоряжении была одна дежурная и одна патрульная машина на район. Однажды нам по договоренности с таксопарком разрешили забрать списанную «Волгу». Ее нужно было починить. ГАИ приобрела эту машину. Я сам в свободное время за лето перебрал авто, сделал все как надо, и потом 5 лет на нем отработал. Ездил, в том числе, сопровождая детские автобусы, которые везли ребятишек в пионерлагеря, на различные соревнования. На той служебной «Волге» патрулировал и отдаленное с. Новорождественское, а также Московский, Шегарский, Иркутский тракт – и ночью, и днем выезжал, и дежурить приходилось сутками.
– Кадровая проблема была акту-
альной?
– Да, была. Мы над ней работали. Боролись за чистоту кадрового состава. Когда я стал командиром взвода ДПС (эта должность приравнивается к замначальника ГАИ), в подразделении насчитывалось 9 сотрудников. Штат постепенно удалось укомплектовать до 40 человек. Искали людей, можно сказать, «поштучно». Я однажды обратился в военкомат, попросил сделать пофамильную выборку военнослужащих-срочников, которые демобилизуются. А потом поехал прямо по адресам: беседовал с соседями парней, выяснял, кто они, где трудились, как себя вели до призыва. Нам хотелось в своем отделе обучить молодежь, не имеющую опыта работы в той же охране или медвытрезвителе (из данных учреждений к нам обращались по вопросу трудоустройства). Набрал тогда пять человек. Это были хорошие, надежные ребята. В любой ситуации сохраняли выдержку, оставались людьми. Вообще, коллектив районного отделения ГАИ подобрался отличный, атмосфера в нем была здоровой.
– Вас направляли выполнять служебный долг на разные участки – инспектором ДПС, в отдел дознания по разбору ДТП, вы служили командиром взвода ДПС, инспектором по розыску похищенного транспорта, затем до самого выхода в отставку в 2000 году вы опять вернулись в отдел дознания по разбору дорожно-транспортных происшествий. Какой из них считаете наиболее сложным и ответственным?
– На каждом из перечисленных участков от действий госавтоинспектора зависит чье-то будущее, жизнь, здоровье. Везде, повторюсь, работать было сложно, но интересно. Порой – опасно: приходилось применять оружие. Например, когда нетрезвый водитель большегрузной машины в с. Октябрьское пытался ночью уйти от ГАИ. Сев за руль, он не заметил отару овец на дороге, нескольких животных сбил насмерть. За это уже полагалась уголовная ответственность. Применять огнестрельное оружие на территории села нельзя. Мы дали возможность штрафнику выехать на трассу, и там его остановили, пробив огромные автошины несколькими автоматными очередями. Задержали, привезли в райотдел милиции, передали с рук на руки. Он получил свое наказание по «заслугам».
– У вас немало наград, в том числе ведомственных. Какая из них самая памятная, дорогая?
– Первую медаль получил, работая механизатором широкого профиля в сельском хозяйстве. Это было в Белоруссии в начале 1970-х годов, во времена СССР. Серебряную медаль «Молодой гвардеец пятилетки» мне вручили за хорошую работу. Затем, уже в отделе ГАИ, заслужил медали «Отличник советской милиции», «За безупречную службу» двух степеней, «Первоклассный специалист», «Ветеран МВД России», другие знаки отличия. Все они мне дороги одинаково.
– Свободного времени вам на себя выпадает немного. Чем занимаетесь на досуге?
– Люблю рыбалку, походы за грибами. Вожу машину с удовольствием. Книги исторические и газеты читаю. Бываю у сестер в Беларуси, езжу в Новосибирск, где живет старший сын Володя, военный прокурор в отставке. Стараюсь побольше уделять внимания младшей дочке Ане, она пока о своей будущей профессии не задумывается. Участвую в деятельности ветеранской организации и общественного совета при ОМВД России по Томскому району. Актив, и я в том числе, бывает у юбиляров, ветеранов, в Моряковской школе-интернате для детей с ОВЗ и инвалидов. Лидер ветеранского совета Владимир Матвеевич Данилов – инициатор всех добрых дел на благо людей, человек большого сердца и души, один из лучших председателей ветеранских организаций в нашей структуре. Он передает всем сотрудникам и ветеранам ГИБДД искренние поздравления с профессиональным праздником! Присоединяюсь к ним, желаю своим коллегам крепкого здоровья, сил, энергии и жизненных успехов!
Валерия АЛЕКСАНДРОВА.