Архив
Фильм – словно маленькая жизнь
№58/25.08.2023
27 августа отмечается День российского кино. Дата профессионального праздника кинематографистов, актеров, режиссеров и, конечно, всех любителей кино неоднократно менялась. В конце восьмидесятых он отмечался 28 декабря в международный День кино и назывался «День советского кино». В годы перестройки его называли «День кино России», а в 2001 году российский кинематограф удостоился иметь свой ежегодный профессиональный праздник 27 августа. Именно в этот день в далеком 1919 году Совет народных комиссаров РСФСР принял решение о национализации кинодела: вся кинематографическая торговля, промышленность, кинотеатры перешли в ведение Народного комиссариата просвещения. Так в единую ленту времени соединилось прошлое и настоящее.
Я побеседовала с Валентиной Ивановной Науменко, которая имеет непосредственное отношение к истории праздника, к популяризации российского и зарубежного кино: почти 25 лет она проработала киномехаником в Рыбаловском ДК.
– Наш зрительный зал на 450 мест был и остается самым большим в округе. Хорошо помню, что из с. Зоркальцево, д. Нелюбино и других населенных пунктов частенько привозили желающих посмотреть фильмы. Когда не хватало мест, подставляли скамейки, стулья. И такое было. Детский билет стоил 5 копеек, взрослый – 20 копеек. Сеансы начинались в 19:00, в 21:00. Иногда время менялось, если фильм двухсерийный, продолжительный. Самыми кассовыми на моей памяти были индийские фильмы, «Тихий Дон», «Москва слезам не верит», «Женщина, которая поет», «Есения», кино военно-патриотического содержания. Дети обожали сборники мультфильмов, часто приходили на просмотр семьями, – вспоминает Валентина Ивановна.
Чтобы заинтересовать зрителей, в дополнение к афишам работники ДК готовили анонс.
– Руководство доводило нам план, за его выполнение шла премия киномеханику, кассиру, контролеру. Чтобы его выполнить, нужно было всем хорошо потрудится, заинтересовать зрителей. Мне довелось работать с билетерами-контролерами Т. И. Таюрской, Р.Н. Ковалевской и с кассиром Людмилой Владимировной Васильевой, – рассказывает собеседница. – Я выписывала журнал «Киномеханик», из которого Людмилой Владимировной мы делали, как сейчас говорят, анонс: брали из журнала информацию о фильмах, набирали через копирку текст на печатной машинке и вывешивали на подъезды домов. Афиши оформляли гуашью и вывешивали в трех самых людных местах.
Валентина Ивановна отмечает, что в выборе фильмов ограничений не было.
– Помимо плановых художественных можно было заказать в областном кинопрокате для школы и детского сада документальные фильмы, учебные. За пленками в Томск ездила на попутках, зачастую – на молоковозе, – делится Валентина Науменко.
Два раза в неделю она выезжала на фермы, где для доярок бесплатно показывали фильмы.
– Киноаппарат «Украина», переносной экран, пленка – вот весь сервис. Кинопередвижки в то время были нормой, это было проявление заботы о людях сельского хозяйства. Организатором этого отдыха с пользой был рабочий комитет. Иногда я выполняла заказы доярок: через кинопрокат выписывала те фильмы, которые они хотели бы посмотреть, – добавляет Валентина Ивановна.
В аппаратной ДК до сих пор стоят ламповые, ксеноновые киноаппараты. Киномеханикам приходилось самим заниматься ремонтом, а сложные поломки устраняли техники из Томска.
Валентина Ивановна вспоминала годы своей работы с интересом, все время говорила «мы», называя имена своих коллег.
– Хорошие фильмы объединяли, вдохновляли, вносили в повседневную жизнь настроение праздника. О том времени остались светлые воспоминания… Потом интерес к коллективному просмотру стал снижаться, особенно в трудные девяностые, – делится героиня. – А День российского кино всегда был для меня радостным: были встречи с коллегами, подведение итогов, награждения. Жаль, что не удалось сохранить благодарственные письма, почетные грамоты, за четверть века их было немало.
Ольга СКВОРЦОВА,
с. Рыбалово.