Архив

Что нам стоит самолет построить

№44/5.07.2023

Первый в Томской области самолет ТВС-2МС собран на площадке имени Валерия Чкалова около д.Березкино.

Его из готовых деталей построили сотрудники компании «СибАэроКрафт». Также здесь готовят пилотов, и открывают двери в мир авиации детям и студентам. Наше издание побывало на авиаплощадке, чтобы увидеть всё своими глазами.

С чего все начиналось

Открытие частной авиационной площадки имени Валерия Чкалова, которая расположена недалеко от д. Березкино, состоялось в августе 2021 года. А ее строительство началось почти пять лет назад. Первыми появились взлетно-посадочная полоса длиной 900 метров и ангар. Затем собственник своими силами возвел здание аэропорта, перрон и привокзальную площадь. Следующим этапом стало увеличение площади перрона для стоянки воздушных судов и взлетно-посадочной полосы до 1200 метров в длину и 30 метров в ширину с бетонным покрытием с насечками, которые увеличивают сцепление колес с поверхностью и снижают тормозной путь. Этим летом работы продолжаются. Также в скором времени появятся здесь и новые инфраструктурные объекты.

Напомним, что изначально на базе авиаплощадки планировалось реализовать несколько масштабных проектов. Один из них касался развития беспилотной авиации, второй – строительства новых и модернизация уже существующих самолетов легкой авиации, третий - обучения новых поколений авиаконструкторов и летчиков совместно с томским «политехом» и ТГУ.

На территории авиаплощадки находится терминал площадью 560 квадратных метров, ангар для воздушных судов, открытые стоянки, вертолетная площадка. Терминал состоит из холла со сплошным остеклением, офисной части, учебного класса и конференц-зала, также в левом крыле имеются VIP-зал и кафе с собственной кухней. Своя скважина и геотермальное отопление позволяют эксплуатировать объекты независимо от инфраструктуры ближайших населенных пунктов.

Проект с крыльями

За полтора года планы успели приобрести вполне осязаемые очертания. Если в 2021 году строительство самолета на нашей земле казалось пусть красивой, но скорее мечтой, то сегодня новенький ТВС-2МС уже расправил крылья. По крайней мере, именно такое впечатление производит новый экземпляр воздушного судна этой модели, который стоит в самом центре ангара, возвышаясь над миниатюрными двух- и одноместными судами.

– Все детали, необходимые для его сборки, нам поставил наш партнер из Новосибирска, компания «Русавиапром», – рассказали нашему изданию в компании. – Буквально на следующий день наши мастера установили крылья и хвост, в течение недели смонтировали винт.

Самолет ТВС-2МС – это модернизированная версия биплана Ан-2, который использовался для малой и сельскохозяйственной авиации СССР. Второе и более распространенное название Ан-2 – «кукурузник».

Разработку проекта ремоторизации из Ан-2 в ТВС-2МС выполнил Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А.Чаплыгина (г. Новосибирск). В новой  модели заменены двигатель, винт и другие детали.

Аббревиатура ТВС-2МС расшифровывается как «турбовинтовой самолет – 2 члена экипажа модернизация СибНИА».

Воздушное судно ТВС-2МС  используют как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. 

Всего же «СибАэроКрафт» планирует построить четыре самолета этой модели. Они будут использоваться для региональных перевозок, выполнять рейсы до самых труднодоступных и  отдаленных сел Томской области, так как могут приземляться на грунтовые и другие неподготовленные покрытия. 

– Это уже второе по счету воздушное судно, остальные два также будем собирать здесь, – пояснил наш собеседник. – Кроме того, компания подготовит штат квалифицированных сотрудников для управления этими самолетами.

На следующем этапе проекта, который намечен на 2024-2025 годы, два судна преобразуют в беспилотники.

Беспилотник – летательный аппарат, выполняющий полет без экипажа или пилота на борту. Управление может быть запрограммированным, либо выполняться оператором на земле, а также сочетать оба способа.

– Таким образом, два наших ТМС-2МС будут пилотируемые, и два – самоуправляемые. Последние будут использоваться для грузоперевозок, – пояснили в компании.

В рамках проекта по развитию беспилотной авиации будут модернизированы и другие малые воздушные суда. Так, коллеги из Беларуси установят на один из них оборудование для аэрофотосъемки. Это позволит отслеживать распространение лесных пожаров. Также компания планирует использовать беспилотники, чтобы разносить удобрения на поля. 

Тестировать полеты будут на экспериментальном полигоне, который развернут на территории аэроклуба им. В. Чкалова. Для этого здесь установят радиолокационное оборудование, а периметр оградят при помощи электронного «пастуха». Это позволит обеспечить безопасность испытаний, так как ограждения не позволят судам покинуть площадку и исключат проникновение на нее любых других объектов.

В июне на авиаплощадке имени Валерия Чкалова побывали депутаты Думы Томского района.

– Это единственный подобный объект не только в Томском районе, но и во всей области, - говорит председатель Думы Томского района Ришат Габдулганиев. – Современная хорошо оснащенная площадка, а не просто три «кукурузника» в поле. Здесь есть все для приёма пассажиров: прекрасная входная группа, взлётная площадка и полоса, сделанная по всем правилам. А самое главное, что здесь не на словах, а на деле уже развивают малую авиацию. Как врач я сразу отметил, что наличие у нас санитарной авиации поможет спасти не одну жизнь. В регионе до сих пор есть места, куда не добраться на другом транспорте.

Развитие беспилотной авиации – это стратегическое направление для нашей страны. И всё это делается на частные средства, по личной инициативе владельца. Государственных вложений в этом проекте сейчас нет. Таких увлеченных людей, безусловно, нужно поддерживать. Хотя первые шаги местным населением воспринимались негативно, и были разные мнения. Но в итоге мы видим, что это не просто авиаплощадка «для богатых», частных самолётов там как раз единицы, а действительно работающий проект по возрождению малой и средней авиации, единственный за Уралом.

Юлия КРИВОКРАСОВА.

Комментарии