Архив

Физики и лирики: спор решает школа

№6/25.01.2023

С 2021 года в 1-х и 2-х классах школ Томского района проводятся уроки изобразительного искусства по системе эмоционального образования, автором которой является Александр Геннадьевич Сайбединов – директор Губернаторского Светленского лицея, народный учитель РФ, лауреат премии правительства РФ в сфере образования и науки. Дети изучают тонкости ИЗО по его учебникам, выпущенным издательством «Просвещение».

Напомним, что на базе лицея успешно действует модель школы третьего тысячелетия, которая призвана воспитывать поколение творцов-созидателей. Звучит это, может, и громко, однако, результаты кропотливого труда автора принципиально новой системы обучения и воспитания детей налицо: выпускники Светленского лицея ежегодно поступают в ведущие образовательные учреждения Томска и других городов. Среди них есть как гуманитарии, так и люди с техническим складом ума. Их объединяет то, что каждый – творческая личность с ярко выраженным лидерским потенциалом. Они конкурентоспособны и креативны в сферах своих профессиональных интересов.

Уже не первый год эксперты с тревогой говорят о том, что существует реальный риск поглощения биологического интеллекта искусственным, и, соответственно, уничтожения человеческой цивилизации на нашей планете. Важно воспитать поколение новых людей, которые сумеют противостоять разрушению. Данная задача остро стоит перед школами. Чем поможет педагогам система эмоционального образования А.Г. Сайбединова?

– Эмоциональное образование – это эволюционный и мягкий переход от губительной на сегодня модели политехнического образования к модели, где главным приоритетом является качество человека как носителя этих знаний. Когда мы говорим об эмоциональном образовании, мы точно понимаем, что говорим о сохранении человека, его эмоционального статуса, о сохранении человечества, – считает автор.

В учебном плане Губернаторского Светленского лицея введено до 20 % уроков художественно-эстетического цикла (в обычной школе подобных предметов обычно не больше 5 %) по авторским программам Александра Сайбединова – модель эмоционального образования построена на принципе изменения содержания образования. Школы Томского района, по словам специалистов районного управления образования, еще в самом начале пути. Это непростой вопрос. Встроить в стандартный учебный процесс, который складывался годами, инновационную систему – значит основательно поменять многое в нем. И, конечно, важно подготовить педагогов к работе. Без этого условия модель эмоционального образования не сможет активироваться, прижиться.

По словам Татьяны Герасименко, координатора авторского проекта Александра Сайбединова, с 2021 года под эгидой ТГПУ, при активном участии педагогов-новаторов Губернаторского Светленского лицея, а также сотрудников научно-исследовательской лаборатории эмоционального образования Парка иновационных образовательных практик педагогического университета, для учителей проводятся занятия по программе «Теория и методика преподавания изобразительного искусства 1-4-х классов в концепции эмоционального образования». Педагогические кадры Томского района успешно их осваивают. Апробация учебных пособий (сейчас в рамках проекта готовится учебник для третьего класса, его предполагается издать в 2023 году) проходит при участии автора, с методическим сопровождением и мониторингом. На сайте Губернаторского Светленского лицея постоянно с открытым голосованием выставляются лучшие рисунки ребятишек. А вообще, все работы хороши, как и все дети талантливы – так считает народный учитель.

Обучающие курсы в ТГПУ носят и тео­ретический, и прикладной характер. Педагоги на практических занятиях осваивают новые техники изобразительного искусства, чтобы на своих уроках с детьми более эффективно проводить занятия. По словам самих учителей, полученные знания помогают им в работе.

– Мой педагогический стаж составляет 35 лет. Считаю, передовой опыт наших коллег внедрять в образовательных учреждениях нужно, – поделилась Елена Латыголец, педагог начальных классов Рассветовской школы Томского района, Отличник просвещения РФ. – С большим интересом поработала на обучающих курсах по освоению концепции эмоционального образования А.Г. Сайбединова. Они включали теорию и прикладную часть. В процессе пришло вдохновение, возможно, открылись дремавшие во мне способности. Я начала рисовать сама и «заразила» своей увлеченностью детей. Им интересно работать на уроке ИЗО, многие делают заметные успехи. Родители в подавляющем большинстве поддерживают новую модель образования. Творчество помогает глубже раскрыть личность ребенка, его потенциал, что крайне важно в воспитании. Думаю, за эмоциональным образованием будущее.

Мнение умудренного опытом педагога созвучно с мнением автора модели эмоционального образования. «Важно не только качество знаний, но и качество человека как носителя знаний», – твердо убежден Александр Сайбединов. Трудно с этим не согласиться.

Валерия ЗОЛОТУХИНА.

Комментарии