Архив

Казаки, но не разбойники

№53/27.07.2022

«Мы как слепые котята: ничего не знали», – рассказывает о казачьем отряде директор Семилуженской школы Борис Александрович Бугаенко. Три года назад был первый набор, а в этом году молодые казачата активно тренируются и выступают на праздниках. О планах, создании казачьего класса и их тренировках поговорил наш корреспондент с Борисом Бугаенко.

Семь черных папах виднеются из-за кустов. На сцене стоят бутылки, наполненные водой. Выходят мальчики и девочки в зеленой форме – Семилуженский отряд казачат начинает тренировку.

– Азамат, начни зарядку, – командует Борис Александрович. Он уходит в сторону деревьев: ищет  длинные ветки, которые на тренировках заменяют лозу.

Самый старший казак, смуглый восьмиклассник Азамат, остается за главного. Он командует: «Строимся по росту». Казачата забегают на сцену, со смехом и разговорами создают строй и начинают зарядку.

Отряд казачат создали в 2019 году с приходом в школу Бориса Бугаенко. Он помогал Владимиру Ильину в возведении Семилуженского острога задолго до того, как стал директором. Местные жители напомнили Бугаенко об остроге и предложили открыть казачий класс. И в том же году занялись этим вопросом. Шестиклассники и семиклассники стали юными казаками. Сейчас это уже девятиклассники и десятиклассники, но их осталось мало: многие ушли по разным причинам. Основной костяк отряда на данный момент – начальная школа.

– У нас не пошли отношения с местными казаками, – рассказывает директор Семилуженской школы. – Решил работать с другими регионами. Тесный контакт установил с казаками Омской области города Тара. Мне нужна была информация о сибирском казачестве. Поехал в Омск в командировку, чтобы встретиться с Сибирским штатом казачества. Этого сделать не удалось, зато в Таре нашел казаков и наладил с ними связь. Потом поехал в Москву, в Центральный штаб. Там с руководителями молодежного отдела поговорили, и они дали информацию о казачестве. Мы как слепые котята: ничего не знали.

Казачата во время зарядки не выпускают из рук шашки, но не настоящие, а муляж. Валентина Васильевна Букатова, учитель начальных классов, объясняет, что очень часто отряд занимается с шашками. Они должны привыкнуть к ним, чтобы научиться функировать.

На смену Азамату приходит директор школы. В руках у него охапка веток. Он кладет ее рядом с двумя зелеными подставками. Чуть позже они пригодятся.

– А теперь встаем на ширину плеч друг от друга, упор лежа и 20 раз отжимаемся, – командует директор и вместе с отрядом выполняет упражнения. Две девочки не отстают от мальчиков.

Казачий отряд – это внеурочная деятельность. Набирают учеников туда по желанию, никого из-под палки не заставляют идти. Учащиеся прибегают к Валентине Букатовой и просят их записать в отряд. На данный момент казачат – тридцать, но это плавающая цифра: происходит постоянный отток и приток. Основной костяк – пятнадцать человек.

После уроков семилуженский отряд изучает историю сибирского казачества, тренируются функировать, рубить лозу, учат песни и танцы. Сейчас визитная карточка – песня московского казачьего хора «Ойся».

– Отрабатываем формат. Надо чтобы шашка прошла насквозь резким движением, – объясняет упражнение Борис Бугаенко. Он замахивается настоящей шашкой и режет по бутылке с водой: она разваливается на две части. – Если будете слабо замахиваться, то шашка просто ударит по бутылке. Сейчас по очереди подходим и начинаем.

Юный казак Азамат кладет шашку-муляж и берет настоящую. Проводит по воздуху орудием – примеряет. Замахивается и резким движением разрезает бутылку ровно посередине на две части. И каждый из казачат повторяет те же действия. У крепкой девочки Сони получается не с первого раза. Она пробует еще и еще.

– Софья – визитная карточка отряда. Упертая. Сказала и сделала. Казачка! – улыбается Борис Бугаенко.

Следующее упражнение – рубка лозы. Длинный стебель директор ставит в зеленую подставку. Борис Бугаенко показывает правильный удар: делает большой замах и резким движением по диагонали рубит лозу. Уточняет, что надо рубить по диагонали, а не шинковать.

Не у всех казачат получается выполнить упражнение: шашка не режет лозу, а лишь бьет по ней. Софья не может с первого раза справиться с врагом – толстой веткой. Директор еще раз показывает, как надо, учит вставать ее в правильную позу. И у девочки все получается.

Семилуженский казачий отряд только начинает свою деятельность. Из-за пандемии пришлось отложить все поездки и тренировки. Но как только начались послабления ограничений, началась и работа казачьего отряда.

– В сентябре мы планируем собрать вместе с казачатами всю информацию по Семилуженскому казачьему острогу. Также хотим попробовать изучить Сибирь по рекам. Есть мысль сделать сплавы по рекам, хотя бы по Томскому району или Томской области. И исследовать те воды, на берегах которых есть деревни. Казаки осваивали Сибирь по рекам, – делится директор школы Борис Бугаенко.

Полина Александрова.

 

Комментарии