Архив
Цифровые «следы» Спасского поселения
№47/6.07.2022
Виртуальный музей о малой родине
Знаете ли вы свою малую родину? Речь об уникальности наших сел и деревень. К примеру, на территории Спасского поселения расположено 10 особо охраняемых природных объектов областного значения, но, как выяснилось, далеко не каждый юный сельчанин осведомлен в этом. История родных мест – источник глубокого, многостороннего познания. Проект виртуального краеведческого музея «Следы жизни в цифре», который действует сейчас в Спасском лицее им. И. В. Авдзейко, поможет погрузиться в историю и осознать исключительность поселения с точки зрения геологии, археологии, ботаники и зоологии.
– Нередко дети не замечают красоту и уникальность родных мест, а между тем, территория Спасского поселения богата природными и культурными памятниками: к слову, в одном только Ларинском заказнике есть краснокнижные растения и животные. При этом его посещали более одного раза только 10 % ребятишек, а 64 % не посещали вовсе. Лишь небольшой процент опрошенных школьников назвал пару-тройку уникальных растений заказника, 83 % вспомнили одно, остальные не смогли ответить ничего, – с сожалением говорит Константин Голошубин, руководитель проекта создания цифрового музея. – Ситуация требует корректировки. Тем более, что сделать это возможно. Проект соединяет учебу с жизнью. Ведь прямо у нас под ногами лежат археологические древности, в лесу можно встретить сибирскую косулю, в реке поймать хариуса (что служит доказательством высокой чистоты воды). И это в 30 километрах от города.
Экология, туризм, археология – множество тем затрагивает проект «Следы жизни в цифре». Его ключевая идея – приобщение детей, обучающихся в Спасском лицее им. И.В. Авдзейко, к работе по созданию единой цифровой площадки, или краеведческого музея. Планируется объединить экспонаты, физически находящиеся в разных зданиях школы (в с. Батурино, в с. Вершинино и в п. Синий Утес), оцифровать, структурировать, дополнить новыми, сформировать виртуальные залы музея и коллекции.
В рамках проекта для ребят проводят встречи с интересными и успешными земляками и мастер-классы различной направленности: в их числе 3D моделирование экспонатов музея, съемка панорам в 360 градусов с использованием беспилотника, обучение основам тележурналистики (для съемки видео-очерков о земляках). Школьникам проект интересен. С момента его запуска в феврале 2022 года к нему присоединилось свыше 100 обучающихся.
– Территория поселения хранит в своих недрах подчас удивительные вещи. Например, семья одного из учеников, вскапывая свой огород, нашла остаток кости явно древнего животного. Долгое время считалось, что кость – бивень мамонта, но после экспертизы выяснилось – рог бизона. Практически это прикосновение к тайнам мироздания, – рассуждает К. Голошубин. – Многим ведь думается, что все открытия были сделаны задолго до нас. В реальности выходит иначе.
Проект «Следы жизни в цифре» реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Педагоги оценили его значимость для современных школьников. «Сегодня в образовании мало просто получить информацию, нужно быть причастным к ее созданию – считает директор лицея им. И.В. Авдзейко Вера Ивановна Сушилова. – Нужно формировать у детей активную позицию, научить их быть созидателями, а не просто потребителями».
В результате реализации проекта силами школьников при поддержке профессионалов планируется создать три виртуальных зала музея, каждый из которых будет иметь свою тематику. Это экосистема Спасского поселения, его историческое прошлое периода Великой Отечественной войны и истории успешных земляков-современников Спасского поселения. Кстати, в мае состоялась запись первого в рамках проекта видеоинтервью с Егором Пшеленским, главой Спасского поселения: его пример успешности, пожалуй, наиболее близок большинству сельчан, и видео-очерк о нем в зале музея займет одну из главенствующих позиций.
С момента старта проекта прошло пять месяцев. Состоялись первые экскурсии и встречи, выезды на местность, лабораторные работы. Подростки заново узнают свою малую родину, осваивают современное школьное оборудование, учатся использовать цифровые технологии, что в жизни им пригодится. Как пригодится и опыт общественно значимой деятельности. Ведь стараются они для всех – благодаря им по «следам жизни» Спасского поселения сможет пройтись каждый.
Валерия Золотухина.