Архив
От «живой» куклы – к большой музыке
№32/6.05.2022
Как педагог детского сада п. Аэропорт открывает перед малышами волшебный мир искусства.
Если ребенок долго не разговаривает – научите его петь, включайте ему записи классической музыки, детских песен, рекомендуют психологи. Ульяна Владимировна Щукина, музыкальный работник дошкольного учреждения «Детский сад п. Аэропорт», помимо мелодий, активно внедряет в практику авторские проекты – в том числе театрализованные представления с участием кукол, изготовленных собственноручно. Ее воспитанникам повезло: с ними занимается глубоко неравнодушный педагог, к тому же профессиональный руководитель академического хора, который помогает дошколятам приобщаться к вечной красоте Ее Величества Музыки через интерес к ней.
Как Аленка жаворонков встречала
В конце марта в Томском районе в рамках муниципального сетевого проекта «Передвижники», где участвуют и дошкольные образовательные учреждения, коллектив детсада пос. Аэропорт (он включился в проект первым) подготовил и провел для воспитанников Богашевского детского сада игровую программу в честь славянского народного праздника – прилета жаворонков. Дело ответственное: первопроходцы всегда задают тон, устанавливают символическую планку мастерства, ниже которой другим опускаться не захочется.
Гости подготовились на славу! Их программа состояла из трех игровых станций: мастер-класса по изготовлению жаворонков из ткани, посещения музейного уголка (эта площадка была стилизована под русскую деревенскую избу: дети смогли познакомиться с предметами крестьянского быта, поиграть на народных инструментах) и театрализованной постановки «Как Аленка искала весну» - педагоги показали малышам кукольный спектакль, в который были включены элементы игры и народных обрядов в честь встречи птиц. Тростевых кукол смастерила Ульяна Щукина. Она же написала сценарий спектакля, который понравился всем. Ребятишки поддерживали положительную героиню Аленку, смеялись над ее сестрой, неуклюжей Матроной, и тетушкой Ленью. Безусловно, принимающая сторона осталась довольна и долго аплодировала артистам.
- Малышей проще знакомить с музыкой через игру, с учетом возраста, - говорит Ульяна Владимировна. - Самым маленьким легче проявлять музыкальность в «топотушках», детям постарше уже интересны мюзиклы, их привлекает игра на различных инструментах – например, шумовых: этой теме посвящен еще один мой проект с соответствующим названием. Так им и понятнее, и интереснее обучаться. Куклы во многих случаях незаменимые помощники педагога. Тем более, у нас они поющие и говорящие, «живые»: их ручки двигаются, ротики открываются. Вместе с такими «артистами» запоёт кто угодно! Еще в нашей кукольной компании живут марионетки, с которых я начинала. Думаю, коллекция будет в дальнейшем пополняться новыми персонажами. Муниципальная программа «Передвижники» также будет продолжаться. Задумок относительно участия в ней у нас много, главное – достойно и интересно их реализовать.
Командный подход
Кукольная «семья» начала активно расти в детском саду пос. Аэропорт в период второй волны пандемии. Ограничения, связанные с COVID-19, побудили Ульяну Щукину заняться поиском новых форм работы с воспитанниками. Мюзиклы и музыкальные постановки с участием кукол-марионеток она практиковала и раньше. Идея театрализации, или музыкального кукольного театра (позднее она была оформлена в авторский проект), возникла накануне Нового года – захотелось порадовать ребятишек чем-то интересным. Творческая находка, озвученная музыкальным руководителем, пришлась ко двору. На мастер-классе Ульяна Владимировна показала коллегам технику изготовления и работы с куклами, после чего педагоги совместно смастерили нескольких персонажей для сорокаминутного спектакля «Как медвежонок Новый год ждал». Постановка шла в присутствии детей по группам, с соблюдением противоэпидемических мер. Воспитатели сами говорили и пели за кукол из-за ширмы, передвигали их. Малыши были в восторге!
Чтобы «живая» кукла появилась на свет, ее нужно сначала продумать до мелочей. Лица персонажей выполняются обычно из папье-маше или из шерсти методом валяния. Однажды кукольное личико было изготовлено мастерицей из капроновых колготок. Внутри туловища может быть дерево, поролон, а также проволока. Ульяна Щукина самостоятельно научилась технике создания персонажей для музыкального кукольного театра: в основном, черпала познания в специальной литературе, в Интернете (искренний интерес и увлеченность – мощные двигатели в любом деле). А умение шить и разбираться в различных видах прикладного искусства она переняла у своей мамы, Любови Николаевны, музыкального руководителя одного из детских садов Оренбургской области – очень творческого человека. От нее же пошла безграничная любовь к детям и к музыке. В итоге это привело Ульяну в Саратовский областной колледж искусств, а в детсаду она начала работать уже в 15 лет.
И, конечно, маме Ульяна Владимировна обязана тем, что стала гармонично развитой личностью, тонко чувствующей прекрасное и передающей свое мировосприятие ребятишкам в детском садике и дома. В ее семье подрастают трое детей – Любаша в этом году пойдет в первый класс, а близнецам Симочке и Федору еще два года. Старшая дочка помогает маме мастерить кукол. Скоро настанет черед младших. Сама хранительница домашнего очага хотела бы профессионально постичь искусство живописи. Только пока на это времени недостаточно. Помимо прочего, хозяйке гостеприимного дома интересно садоводством и огородничеством заниматься. Когда распускаются высаженные своими руками цветы, а в теплицах набирают спелость помидоры, видеть эту красоту чрезвычайно приятно.
Что касается деятельности музыкального руководителя в детском дошкольном учреждении, то, по мнению нашей собеседницы, очень важна среда, в которой осуществляется образовательный процесс.
– Одна я мало что смогла бы реализовать в творчестве, если бы не всесторонняя поддержка заведующей детским садом Людмилы Анатольевны Шукловой и моих коллег, – замечает она. – Сообща, командой мы воплощаем в жизнь креативные идеи, тем самым приобщая наших ребятишек к великому музыкальному, культурному и историческому наследию россиян и других народов мира. Все дети талантливы, многие имеют способности к музыке. Важно только вовремя пробудить их.
Валерия ЗОЛОТУХИНА.