Архив

Знак качества учителя Куликова

№73/18.09.2019

Среди учителей старшего поколения много тех, кто за всю жизнь так и не разочаровался в своей профессии, любит школу и детей, с тем же молодым задором охотно обсуждает педагогические проблемы и вечные темы школьной жизни. У таких педагогов горят глаза, стоит заговорить о школе и ее проблемах. К их числу относится заслуженный учитель Российской Федерации Владимир Куликов, который более полувека преподавал физику в Богашевской средней школе.

На днях у Владимира Дмитриевича юбилей, 20 сентября ему исполняется 80 лет. Незадолго до этой красивой даты мы поговорили с ним о том, как меняется наша школа, о том, как лучше строить отношения с учениками, и о том, в какую эпоху интереснее было учительствовать в нашей стране, благо Куликову довелось этой работой заниматься в разные времена и даже, можно сказать, эпохи.

– Мне не нравится слушать, когда ругают современную школу, детей, молодежь… Во все времена были разные дети – и старательные, и разгильдяи. Это не от исторической эпохи зависит, – говорит Владимир Дмитриевич. – Конечно, время накладывает свой отпечаток на каждое поколение, но еще много факторов влияет на то, каким человеком станет ученик в будущем, захочет ли он учиться с полной отдачей. Очень важно учителю уметь заинтересовать детей своим предметом, процессом обучения вообще. Когда я сам был ребенком, было очень мало информации, не было такой техники, аппаратуры. Мы росли в совершенно других условиях, еще при керосиновой лампе учились. Я сам сельскую школу окончил и на место своих учеников легко мог себя поставить, знал, чего не хватает.

Учителем Владимир хотел быть всегда, но колебался, выбирая между тремя самыми лучшими предметами – географией, астрономией, физикой. Они давали возможность выйти за рамки обыденности. Совершать путешествия по миру и по Вселенной, не покидая дома, в своем воображении, достаточно было для этого лишь обладать знаниями. Но курс будущих преподавателей астрономии в 1957 году, когда он окончил среднюю школу, не набирали. Пошел в пединститут учиться на преподавателя физики.

– Когда мы были студентами, – вспоминает Владимир Дмитриевич, – мечтали оборудовать в своих школах хорошие лаборатории, предоставить детям возможность самим делать опыты и лабораторные работы. Приложить все усилия, лишь бы нашим ученикам было интересно и увлекательно учиться.

Например, мне бывшие одногруппники, которые работали в школах с сильными шефами, помогли материалами для оборудования физического кабинета на самом высоком, по тем временам, уровне. Один проводами поделился, и мы под полом провели к каждому столу электрические розетки. Другой, из Дивногорска, реле времени передал. Кабинет производил впечатление: в нем был кинопроектор, экран, светозащитные шторы. Перед показом учебных фильмов я щелчком нескольких тумблеров и экран опускал, и шторы задвигал, все это за 15 секунд.

Хорошо оборудованное  рабочее место приучало к организованности. Ребята любили мой предмет. А директора школы и Алексей Иванович Федоров, и Максим Максимович Сенчик – мне повезло, что они тоже были физиками-предметниками и понимали мои нужды – шли навстречу. Многие ребята любили предмет, отлично его знали, была даже такая практика, что моих учеников в два томских вуза – инженерно-строительный институт и ТИАСУР брали без экзамена по физике – в нашей школе выдавали специальный сертификат, на основании которого им за вступительный экзамен ставили оценку из школьного аттестата.

Вот такой знак качества учителя Куликова, дорогого стоит такое признание и доверие! 52 года верой и правдой прослужил родной школе Владимир Дмитриевич, лишь четыре года назад ушел-таки на заслуженный отдых, но родную школу не забывает, он в ней дорогой гость, вручает награды победителям олимпиады по физике.

Владимир Дмитриевич – почетный гражданин Богашевского сельского поселения, отличник народного просвещения. Его называли лучшим учителем района, награжден медалью «70 лет Томской области», а уж сколько менее значительных наград получено за 80 лет, сейчас не перечесть. Владимир Дмитриевич вспомнил во время нашей беседы много интересных моментов из своей  трудовой биографии, в жизни было много хорошего. Он очень любил читать книги и научные публикации, много времени отдавал общественной работе, художественной самодеятельности. И с агитбригадами по полям ездили, а в студенческие годы – по Оби до самого Нарыма добирались с «культурным десантом». Вспомнил нелегкое время перед дипломом: тогда не хватало учителей в сельских школах, и студентов выпускного курса отправили на полгода работать учителями в отдаленные районы. Куликову тогда досталась школа в Усть-Чижапке, на Васюгане. Преподавал он там физику и готовился к выпускным экзаменам…

Помнит, как мечтал работать в Богашеве – ведь поначалу его в Калтай распределили, а там была тогда только восьмилетняя школа, и всего в трех классах по два часа в неделю были его уроки. Пришлось преподавать там и другие предметы – алгебру, геометрию, географию, черчение… Зато тогда он с Леонидом Гартунгом познакомился, вместе с ним работал какое-то время. Когда оказался в Богашеве,  окунулся в работу с головой.  Школа большая, классных комплектов много, очень интересно было трудиться там. Да еще и новое здание скоро построили, занялся кабинетом, жизнь кипела!

– Сегодняшние ученики, – возвращается к теме учеников Владимир Куликов, – ничуть не хуже тех, что были в прежние десятилетия, быть может, даже более любознательные и мотивированные. Вот только ритм жизни у них совсем иной, чем был когда-то у их родителей. И надо стараться их понять и помочь им найти путь к успеху.

Оксана Чайковская.

Комментарии